Потребителям
Часто задаваемые вопросы
Главная цель реформы обращения с отходами:
- прекращение неконтролируемого перемещения отходов, прежде всего исключения их поступления на несанкционированные свалки;
- улучшение экологической ситуации;
- обеспечение прозрачности перемещения отходов на всех этапах: от сбора ТКО в местах накопления, далее транспортировка ТКО до мест обработки, утилизации и размещения отходов. Контроль за каждым указанным этапом обращения с отходами. За весь этот единый процесс теперь отвечает единая структура – региональный оператор;
- создание единых стандартов по оказанию услуги по обращению ТКО;
- повышение качество услуги по обращению ТКО;
- увеличение доли отходов, направляемых на переработку, и возвращенных в экономику в качестве вторсырья;
- экономическое стимулирование использование вторичных материальных ресурсов, извлекаемых при обработке ТКО.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, ответственное за весь цикл обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации, а именно: от сбора ТКО в местах накопления до их транспортировки до объектов обработки, утилизации и размещения (п.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В каждом субъекте РФ на открытом конкурсе были выбраны свои региональные операторы, с которыми заключены договоры сроком на 10 лет на выполнение функций региональных операторов. В Ленинградской области исключительные полномочия регионального оператора на всей территории субъекта переданы АО «Управляющая компания по обращению с отходами». В обязанности организации входит вывоз отходов с централизованных мест накопления, транспортировать до специализированных объектов (полигонов, заводов). Кроме того, в случае, если региональный оператор имеет на законном праве объекты обработки, утилизации и размещения отходов, то он вправе и обязан обеспечивать обработку, обезвреживание, утилизацию (возвращение части отходов во вторичную переработку) и размещение (захоронение) ТКО на указанных объектах.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками (отходообразователями) договоры на оказание услуг по обращению с ТКО только по регулируемому тарифу, а договора на оказание услуг по вывозу других видов отходов, отличными от твердых коммунальных отходов, по договорной цене.
Согласно положениям договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах установленного тарифа.
Региональный оператор работает по единому тарифу, который устанавливается уполномоченным органом государственной власти.
Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области. Согласно приказу ЛенРТК от 19.05.2020 № 39-п, единый тариф для АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» с 20 мая 2020 года составляет 4926,89 руб. за тонну. Таким образом, тариф для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, производится из расчета 790,11 руб. за куб. метр отходов; для потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах из расчета 771,64 руб. за куб. метр отходов; для юридических лиц из расчета 793,23 руб. за куб. метр отходов. Нормативы накопления установлены для граждан, проживающих в МКД из расчета на 1 кв.м. площади квартиры, для граждан, проживающих в ИЖС, из расчета на 1 проживающего. Для юридических лиц нормативы накопления установлены исходя из видов деятельности юридического лица в месте образования отходов.
Методика для расчета платы закреплена в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Для потребителей, проживающих в индивидуальных домовладениях применяется формула 9(1) Приложения 2. Для потребителей; проживающих в МКД применяется формула 9(2) Приложения 2.
Начисление производится на основе норматива накопления отходов, который установлен Приказом от 29.04.2020 №2 Комитета Ленинградской области по обращению с отходами.
Строительный мусор не относится ни к ТКО, ни к КГО. У регионального оператора нет обязанности обеспечивать их вывоз при отсутствии отдельного договора. Данный вид отходов должен вывозиться по отдельному договору с регоператором или иной организацией, имеющей лицензию. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ. Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 Постановления Правительства РФ N 1156).
Обрезанные ветки также не попадают под категорию отходов, образующихся в жилых помещениях, следовательно, также должны вывозиться по отдельному договору.
Крупногабаритный мусор учтен в составе твердых коммунальных отходов и заключать договор отдельно не нужно. График вывоза отходов регулируется СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» — не реже 1 раза в неделю. Порядок вывоза определяется соглашением между региональным оператором и управляющей жилищной организацией или администрацией муниципального образования.
Каждый собственник ТКО (отходообразователь) обязан иметь договор с региональным оператором. Он носит характер публичной оферты (статья 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Проект типового договора размещен на сайте компании (утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156). В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору возражения по проекту типового договора в течение 15 дней с момента размещения на сайте регионального оператора публичной оферты и типового договора, то договор на оказание услуг считается заключенным в соответствии с типовым договором и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Данный договор заключается по утвержденным нормативам накопления. В случае, если у отходообразователя – юридического лица есть отдельная контейнерная площадка и, соответственно, право заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО исходя из образуемого им объема ТКО, то он должен представить региональному оператору соответствующую заявку для его заключения вместе с необходимыми документами. До момента заключения договора по объему продолжает действовать договор на вывоз ТКО, заключенный на основе публичной оферты и типового договора по нормативу.
У жителей есть право получить свой подписанный и оформленный экземпляр договора. Необходимо написать заявление вручную, образец заявки размещен на сайте uko-lenobl.ru/potrebiteli. К заявлению следует приложить копию правоустанавливающих документов. Сканированные документы можно направить на почту Регионального оператора info@uklo.ru для регистрации заявления. Оригиналы документов необходимо предоставить в офис Регионального оператора или же направить посредством Почты России.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ВСЕ собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Исключение существует только для юридических лиц, у которых в собственности или на ином законном основании есть объект(ы) размещения отходов, расположенный(ые) в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Оферта – это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение
(ст. 435 ГК РФ). Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором носит характер публичной оферты (статья 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Проект оферты регионального оператора размещен на сайте компании
uko-lenobl.ru/potrebiteli. В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил регоператору заявку, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
11. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Садоводческие товарищества и дачные кооперативы обязаны заключать договоры на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором – это требование федерального закона (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
12. Куда обращаться в случаях, когда в квитанции некорректно выставлена плата за предоставление Региональным оператором услуги по обращению с ТКО?
Если плата за услугу по обращению с ТКО начислена неправильно, то Вы можете обратиться:
- в офис территориального управления АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» в своем районе;
- в офис Регионального оператора по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 54 (офис А21-1, этаж 2); на «горячую линию» регоператора +7 (812) 207-18-18; направить вопрос на электронную почту info@uklo.ru.
Действующее законодательство не оперирует понятием «сезонности» использования имущества. Также неиспользование имущества не освобождает от обязанности оплачивать коммунальную услугу (п. 11 статья 155 «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ), тем более, что вывоз отходов — «неоприборенная» услуга, то есть возможности реально учитывать объем накопленного и соответственно вывезенного мусора по каждому плательщику пока нет.
Поэтому начисления производятся по нормативу, который рассчитан строго в соответствии с федеральной методикой и сопоставим со значениями, применяемыми в других регионах РФ. Норма, которая позволит снимать начисления в случае, если собственник не проживает в принадлежащем ему объекте недвижимости, пока только рассматривается в Государственной Думе РФ.
Полный перечень документов, которые могут подтвердить временное отсутствие человека по месту постоянной регистрации, перечислен в разделе VIII Постановления Правительства РФ N 354, в котором регламентируется предоставление коммунальных услуг гражданам. Временное отсутствие — это отсутствие более пяти дней и не более шести месяцев. Такой перерасчет производится строго в заявительном порядке при предоставлении соответствующих документов: копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, счета за проживание в гостинице.
Важно, что заявление на перерасчет платы за твердые коммунальные услуги подается до начала временного отсутствия или после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов – нормативно утвержденное среднее количество твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся в единицу времени (за год). Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами власти субъектов РФ дифференцированно в отношении различных категорий (ИЖС, МКД, юридические лица и т.д.).
Данный показатель формируется на основании проведения сторонней независимой организацией замеров в течение каждого сезона года в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269.
По результатам проведенных замеров нормативы накопления ТКО утверждаются Комитетом Ленинградской области по обращению с отходами. Действующие нормативы накопления ТКО по всем категориям отходообразователей установлены в апреле 2020 года приказом Комитета Ленинградской области по обращению с отходами.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» передал право на определение тарифов в регионы (ст. 24.9). В основе платежа лежит установленный регионом тариф за вывоз мусора и норматив накопления, который рассчитывается по методике выбранной субъектом. Тариф складывается из ряда факторов: расходов регионального оператора на вывоз ТКО с учетом площади региона, плотности населения, количества контейнерных площадок, удаленности контейнерных площадок от мест обработки и размещения, расположения полигонов, стоимости услуг по обработке, утилизации и размещения ТКО на полигонах субъекта РФ и т.д. Экономическое обоснование и расчет производит уполномоченный исполнительный орган государственной власти – Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области.
Порядок ликвидации несанкционированных свалок регоператором закреплен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами». При обнаружении стихийной свалки ТКО, объем которой превышает 1 кубометр, региональный оператор уведомляет орган местного самоуправления и Росприроднадзор об обнаружении свалки ТКО и в течение 5 рабочих дней уведомляет собственника земельного участка о необходимости убрать мусор. У балансодержателя земельного участка есть 30 дней на то, чтобы организовать ликвидацию несанкционированной свалки. Если собственник земельного участка по каким-то причинам не убирает свалку в течение этого периода, регоператор ликвидирует ее самостоятельно с последующим взысканием расходов с собственника земли, на котором была образована свалка, в судебном порядке.
При ненадлежащем исполнении услуг по вывозу ТКО, просим незамедлительно проинформировать об этом Регионального оператора:
- позвонить по телефону +7 (812) 207-18-18;
- направить письмо на адрес электронной почты info@uklo.ru.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов относятся к вопросам местного значения поселения и входит в полномочия органов местного самоуправления. Полномочия по организации мест накопления отходов (контейнерных площадок) закреплены за органами местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), региональный оператор не осуществляет организацию мест накопления – строительство контейнерных площадок.
Органы местного самоуправления самостоятельно выбирают места для строительства контейнерных площадок с учетом особенностей планировки территории муниципального образования, с учетом мнения граждан и обязательно по согласованию с Роспотребнадзором. На организацию контейнерных площадок из областного бюджета ежегодно выделяются субсидии в объеме 174,5 млн рублей.
В случае отсутствия в вашем населенном пункте контейнерной площадки вы должны обратиться по данному вопросу в соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Если контейнерная площадка размещена на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома, то обязанность убирать контейнерные площадки возложена на управляющие организации.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и обязан убирать только тот мусор, который был обронен в момент погрузки.
У регионального оператора по обращению с ТКО нет прямой обязанности приобретать контейнеры. В соответствии с разъяснениями Минприроды РФ действующим законодательством прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Они могут приобретаться органами местного самоуправления, управляющими организациями, собственниками жилых помещений, региональным оператором. В соответствии с п. 90 Постановления № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» региональный оператор имеет право тратить на приобретение контейнеров не более 1% необходимой валовой выручки.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 «О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами», организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера, следовательно, контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. Это означает, что администрации муниципальных образований имеют право расходовать средства, выделяемые на строительство контейнерных площадок (в том числе, субсидии из областного бюджета) на закупку контейнеров.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Факт неполучения квитанции не избавляет собственника от необходимости оплачивать коммунальные услуги. Если не оплачивать оказываемые услуги, то будет копиться задолженность, которая впоследствии будет взыскана с дополнительными пенями.
23. Какие льготы по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО предусмотрены для жителей Ленинградской области?
При переходе на новую систему обращения с отходами, чтобы облегчить финансовую нагрузку для отдельных категорий граждан, на федеральном и региональном уровнях, были предусмотрены меры поддержки. Так, федеральным льготникам (инвалидам, ветеранам войны, чернобыльцам и др.) затраты на оплату услуги по обращению с отходами компенсируются в общей сумме компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Региональным льготникам (ветеранам труда, многодетным семьям, сельским специалистам) для того, чтобы оформить компенсацию, необходимо обратиться в отдел соцзащиты или многофункциональный центр по месту проживания.
Подробную информацию о льготах на оплату услуги по вывозу ТКО можно получить в комитете по социальной защите населения Ленинградской области.
В соответствии с агентским договором, заключенным между Регоператором и Единым информационно- расчетным центром Ленинградской области (АО «ЕИРЦ ЛО», функции по начислению, сбору оплаты за услугу «Обращение с ТКО», а также доставке платежных документов до потребителей осуществляет территориальное управление АО «ЕИРЦ ЛО».
Ежемесячно по адресу потребителя приходят квитанции, где прописан лицевой счет и указаны реквизиты для оплаты. В квитанции есть 2 кода (штрих-код и QR код), в которых заложена вся необходимая информация для совершения платежа.
Оплатить услугу можно онлайн через цифровой сервис «Личный кабинет клиента» на официальном сайте Единого информационно- расчетного центра Ленинградской области (АО «ЕИРЦ ЛО» — id.epd47.ru). Оплата производится с минимальной комиссией. При регистрации Вам нужно будет указать номер лицевого счета. Имея личный кабинет, Вы сможете в режиме онлайн не только оплачивать, но и отслеживать поступление денежных средств и движение по начислениям. Это удобно, особенно, если по какой-то причине Вы не получили квитанцию.
Без взимания комиссии есть возможность оплатить услугу на официальном сайте Регионального оператора (https://uko-lenobl.ru/oplata-uslug). В этом случае необходимо указать лицевой счет АО «ЕИРЦ ЛО», закрепленный за жилым помещением, по которому вносится оплата. Денежные средства, поступившие на расчетный счет Регоператора, будут учтены своевременно, но отразятся на лицевом счете АО «ЕИРЦ ЛО» в следующем платежном периоде.
При погашении задолженности, в случае когда денежные средства не были учтены в платежных документах АО «ЕИРЦ ЛО», необходимо предоставить в адрес Регоператора (info@uklo.ru) чеки об оплате или платежные поручения с указанием номера лицевого счета или адреса для корректного зачисления денежных средств.
Обязанность граждан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (во избежание образования задолженности (начисления пени) закреплена в ст. 153 ЖК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ каждый собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Данная обязанность также содержится в п. 4 ст. 24.7 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регоператора и, на основании п. 5 ст. 24.7 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
В рамках этого договора
регоператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регоператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регоператора.
Порядок заключения договора с регоператором детально прописан в ПП РФ N1156 и предусматривает следующее условие: если в течение 15 дней с момента опубликования регоператором до начала своей деятельности публичной оферты потребитель не направил свои замечания к типовой форме договора регоператору, договор считается заключенным.
Регоператор по обращению с отходами в Ленинградской области начал свою деятельность на территории всего субъекта с 1 ноября 2019 года и с этого момента обеспечивал вывоз ТКО из всех мест накопления, переданных ему в работу уполномоченным органом исполнительной власти и администрациями муниципальных образований. Однако начисления производил только в отношении установленных отходообразователей. Физические и юридические лица, уклонившиеся от обязанности представить регоператору информацию о себе, заключить договор и своевременно оплачивать коммунальную услугу, длительное время оставались в тени.
Действующим законодательством не регламентированы механизмы получения регоператором своевременных и полных сведений о собственниках жилых объектов недвижимости и лицах в них проживающих. В случае, если потребитель своевременно не направил в адрес регоператора заявку для заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО, регоператор вносит адрес жилого помещения в адресную базу начислений по результатам мероприятий, направленных на выявление ранее отсутствовавших в базе адресов.
Таким образом, проведение доначислений за жилищно-коммунальную услугу правомерно, так как является обязанностью потребителя, закрепленной в федеральном законодательстве.