В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ каждый собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Данная обязанность также содержится в п. 4 ст. 24.7 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регоператора и, на основании п. 5 ст. 24.7 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
В рамках этого договора
регоператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регоператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регоператора.
Порядок заключения договора с регоператором детально прописан в ПП РФ N1156 и предусматривает следующее условие: если в течение 15 дней с момента опубликования регоператором до начала своей деятельности публичной оферты потребитель не направил свои замечания к типовой форме договора регоператору, договор считается заключенным.
Регоператор по обращению с отходами в Ленинградской области начал свою деятельность на территории всего субъекта с 1 ноября 2019 года и с этого момента обеспечивал вывоз ТКО из всех мест накопления, переданных ему в работу уполномоченным органом исполнительной власти и администрациями муниципальных образований. Однако начисления производил только в отношении установленных отходообразователей. Физические и юридические лица, уклонившиеся от обязанности представить регоператору информацию о себе, заключить договор и своевременно оплачивать коммунальную услугу, длительное время оставались в тени.
Действующим законодательством не регламентированы механизмы получения регоператором своевременных и полных сведений о собственниках жилых объектов недвижимости и лицах в них проживающих. В случае, если потребитель своевременно не направил в адрес регоператора заявку для заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО, регоператор вносит адрес жилого помещения в адресную базу начислений по результатам мероприятий, направленных на выявление ранее отсутствовавших в базе адресов.
Таким образом, проведение доначислений за жилищно-коммунальную услугу правомерно, так как является обязанностью потребителя, закрепленной в федеральном законодательстве.