От сбора отходов к выпуску продукции. Экспертное мнение

Источник: ИД «Коммерсантъ»

Ленинградская область приступила к реформированию отрасли по обращению с отходами в 2019 году. И в настоящее время перед региональным оператором стоит задача по созданию эффективной системы сортировки, обработки и утилизации отходов. О перспективах формирования в регионе схемы полного цикла — от сбора твердых коммунальных отходов до выпуска готовой продукции из вторичного сырья — рассказал BG генеральный директор АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» Антон Бучнев.

BUSINESS GUIDE: Антон Геннадьевич, в прошлом году вы говорили о планах компании по строительству экотехнопарков в Ленинградской области. Как реализуются проекты, что изменилось за это время?

АНТОН БУЧНЕВ: Мы последовательно, шаг за шагом движемся к их реализации. Флагманским по-прежнему остается инвестиционный проект по строительству мусороперерабатывающего комплекса в Кингисеппе. За истекший период мы полностью завершили проектирование, подготовили и направили всю документацию на государственную экологическую экспертизу, которую проводит Росприроднадзор.

К сожалению, на первоначальном этапе мы столкнулись с непониманием со стороны департамента Росприроднадзора по СЗФО. Абсолютно необоснованно проект получил отрицательное заключение. Мы были вынуждены обратиться в центральный аппарат Росприроднадзора, представив для изучения те же самые материалы, которые были сданы в Северо-Западный департамент. Специалисты центрального аппарата изучили документы и выдали нам положительное заключение Государственной экологической экспертизы в конце 2021 года. Тогда же, в декабре, мы сдали документы на официальное получение Главной государственной экспертизы проектной документации. Буквально в ближайшее время ждем положительное заключение, что будет являться основанием для последующего перехода к этапу строительства.

Думаю, к маю мы перейдем непосредственно к строительству. Работы придется вести опережающими темпами, так как проволочка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы несколько сдвинула плановые сроки начала строительства, но, уверен, к осени 2023 года объект будет построен и введен в эксплуатацию не позднее декабря 2023 года.

BG: Изменились ли объемы финансирования или этапность проекта?

А. Б.: Да, объем инвестиций увеличен. Было принято очень важное решение о привлечении федерального софинансирования со стороны ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) в виде «зеленых облигаций» на 875 млн рублей. Также под проект открыта опорным банком кредитная линия на 775 млн рублей. В результате общий объем инвестиций в проект составит около 3,5 млрд рублей, из которых 1,6 млрд — привлеченное финансирование, остальное компания вложит за счет собственных средств.

Подчеркну, что в условиях длительных сроков окупаемости проектов, связанных со строительством объектов обращения с отходами, «зеленые» облигации — важный инструмент поддержки инвесторов. Само название — «зеленые» — символизирует, что эти облигации выпускаются в рамках деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологичных методов обращения с отходами. Цель этих заимствований — получить финансирование на строительство объектов мусоропереработки, и государство придает этим ценным бумагам особый статус. Процентные платежи по ним будут минимальными, ставка 3% — существенно ниже рынка, объясняется это тем, что государство готово получать меньший доход, понимая, что эти средства идут на социально значимые и экологически необходимые проекты.

BG: Из каких районов будут поступать отходы? Есть ли данные об их морфологии и что получится на выходе?

А. Б.: Мы этот объект строим для нужд юго-запада Ленинградской области: однозначно туда «поедут» отходы Сланцевского, Кингисеппского, Волосовского и Ломоносовского районов, а также Соснового Бора, Луги, Тосно и Гатчины. При этом мы ожидаем, что туда поедет часть отходов из Санкт-Петербурга: мощности, которые заложены в проекте экотехнопарка, достаточны для того, чтобы принимать отходы, образованные в южных районах города (Фрунзенский, Московский, часть Кировского). Мы четко понимаем, что уже в 2023 году оба субъекта (и Санкт-Петербург, и Ленинградская область) столкнутся с острым дефицитом мощностей по приему отходов. Поэтому в интересах жителей увеличиваем темпы строительства объекта и закладываем в проект дополнительные мощности.

Что касается морфологии отходов, то она будет различаться в зависимости от технологической цепочки. Часть отходов будет поступать на переработку непосредственно от мест накопления, контейнерных площадок, и подвергаться глубокой сортировке на объекте. Другая часть — это уже отсортированные и спрессованные отходы, которые будут привозиться автопоездами с так называемых станций перегруза. Дело в том, что напрямую везти обычным мусоровозом из Петербурга 150 км до Кингисеппа — это довольно затратно с точки зрения издержек. Поэтому часть отходов, в первую очередь городских, будут везти уже после обработки, то есть после того, как часть вторичных материальных ресурсов (ВМР) — пластик, стекло, дерево, крупногабаритные отходы — уже будет выбрана на площадках, например, в Петербурге или Гатчине.

Плюс к этому мы активно вводим систему раздельного пофракционного сбора отходов. Проект уже хорошо зарекомендовал себя в Сланцевском и Кингисеппском районах, сейчас вводится в поселениях Ломоносовского района.

В параметрах экотехнопарка мы закладываем следующие показатели: 15–17% составит переработка вторичных материальных ресурсов, 35% отходов будет направляться на биокомпостирование для производства техногрунта. То есть более 60% от входящего потока будет гарантированно утилизироваться. Оставшаяся доля — неперерабатываемые «хвосты», то есть та масса отходов, которую технологически невозможно вернуть во вторичный экономический цикл,— будет направляться для размещения на полигон.

BG: Ранее компания сообщала, что в Рахье Всеволожского района также планирует построить комплекс по переработке отходов. Можно ли узнать подробности проекта?

А. Б.: В районе поселка Рахья, но на значительном удалении от населенных пунктов, у компании есть соответствующий земельный участок площадью 29 га участок специального назначения. С точки зрения действующего законодательства, строительство комплексов по обращению с отходами возможно исключительно на землях промышленности, связи и иного специального назначения. Этот участок находится у нас в собственности, соответствует всем требованиям законодательства, не требует изменения категории земель и учтен во всех документах градостроительного планирования. Это делает его предпочтительным для реализации проекта по строительству объекта мусоропереработки в Ленинградской области по сравнению с другими, которые сейчас рассматриваются в контексте развития инфраструктуры обращения с отходами Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Альтернативные локации, о которых сейчас активно заявляют в прессе власти и региональный оператор Санкт-Петербурга, все находятся на землях лесного фонда и требуют сложной процедуры по их переводу в земли иных категорий. Эта процедура включает в себя и экологическую экспертизу, и общественные слушания, и подготовку проекта, а самое главное — железное обоснование и аргументацию о том, что возведенный объект не навредит экологии: подпись на документе о переводе земель из лесного фонда под промышленное использование ставит лично председатель правительства РФ. Такое решение не может быть принято на уровне региональных органов власти.

У нас уже заключен контракт на проектирование комплекса по переработке отходов в районе поселка Рахья с компанией «ИПЭиГ» — это один из лидеров в сфере проектирования мусороперерабатывающих комплексов. Эта проектная организация имеет практический опыт прохождения как государственной экологической экспертизы по проектам экотехнопарков, так и Главгосэкспертизы. По их проектам уже построены высокотехнологичные современные комплексы в ряде российских регионов, в том числе КПО «Восток» в Московской области.

Планируем, что проект для Всеволожского района будет готов к маю этого года, а затем представлен на общественных слушаниях. Ориентировочно в октябре пакет документов будет направлен на государственную экологическую экспертизу, в январе 2023 года планируем выйти на Главгосэкспертизу, а летом следующего года готовимся уже начать строительство. Что касается технических характеристик этого объекта, то мощность обработки составит 300 тыс. тонн отходов в год, хотя первоначально планировалось строительство объекта на 200 тыс. тонн в год. В целесообразности такого решения нас убедили проектировщики. По объему инвестиций этот проект будет дороже, чем в Кингисеппе, вложения составят примерно 5,5 млрд рублей. В то же время этот комплекс будет значительно более технологичным и эффективным с точки зрения глубины переработки, извлечения вторичных материальных ресурсов и производства готовой продукции из переработанных отходов.

BG: Откуда будут поступать отходы?

А. Б.: КПО «Рахья» рассчитан на восточные районы области, в первую очередь — на объем отходов, образующихся во Всеволожском и Кировском районах Ленобласти, а это примерно 400 тыс. тонн в год, больше половины от всей массы ТКО, которая генерируется в регионе. Однако объект также сможет обеспечить потребность восточных районов Петербурга: Красногвардейского, Калининского и Невского.

BG: Этот проект будет аналогичен экотехнопарку в Кингисеппе?

А. Б.: Это следующий уровень. КПО «Кингисепп» и КПО «Рахья» для нас проектируют разные организации. Технологически решения похожи, но проект для Всеволожского района более свежий, скорректированный с учетом уже наработанного опыта функционирования таких комплексов в Московской области, других регионах страны.

Всегда при непосредственной эксплуатации объекта выявляются моменты, которые хочется улучшить. Поэтому, конечно, мы будем учитывать и наш опыт в Кингисеппе, поскольку он будет раньше построен, и будем учитывать опыт тех объектов, которые уже запущены в эксплуатацию в Московской области. Мы внимательно мониторим ситуацию, поддерживаем рабочие отношения с эксплуатантами, обмениваемся опытом, стараемся учиться на чужих ошибках.

И в Кингисеппе, и в Рахье будут «чаши» для захоронения «хвостов»: вопреки активным заявлениям о технологиях, позволяющих утилизировать отходы «в ноль», это не соответствует действительности. Единственный способ избавиться от «хвостов» — сжечь их. Но это неприемлемое для Ленинградской области решение. Хотя и сжигание не позволит полностью избавиться от «хвостов»: в процессе образуется до 15–20% токсичной золы, которую нигде нельзя использовать. В тех странах, которые используют технологии сжигания, в том числе энергетическую утилизацию, вопрос захоронения зольных остатков стоит очень остро. Поэтому в любом случае неутилизируемые «хвосты» останутся и должны быть размещены на полигоне, который, напомню, в первую очередь является природозащитным сооружением, обеспечивающим хранение «хвостов» таким образом, чтобы ни в коем случае не нанести ущерба экологии. Более того, прорабатывая реализацию проекта строительства объекта обращения с отходами «Селект Энерджи» в Гатчинском районе, мы рассматривали технологию безопасного захоронения отходов в специальной оболочке. После обработки и обезвреживания «хвосты» прессуются, консервируются, заворачиваются в защитную пленку и поступают на полигон в таком виде. Такая технология позволяла компактно размещать «хвосты» и дополнительно страховаться от возможного попадания вредных веществ в окружающую среду. Пока такая технология хранения «хвостов» не реализована нигде.

BG: В конце прошлого года компания сообщила, что планирует в будущем построить завод по переработке пластика. Можете ли рассказать об этом проекте?

А. Б.: Действительно, у нас есть такие планы, мы ведем поиск оптимальных производственных площадок для строительства завода по переработке пластика. Рассматриваем два варианта: либо строительство завода «с нуля» на принадлежащем нам участке в Гатчинском районе, либо приобретение уже готового здания, соответствующего нашим требованиям и оборудования его конвейерной линией, на которой и будем утилизировать пластик.

После реализации этого проекта мы с уверенностью сможем говорить о том, что решили задачу по обеспечению полного цикла обращения с отходами: с одной стороны, осуществляем сбор — как раздельным способом, так и смешанных отходов, затем сами выбираем пластик, а потом сами же этот пластик и перерабатываем в продукцию. И, безусловно, это позволит нам с опережением выполнить все показатели по утилизации, которые предусмотрены национальным проектом «Чистая страна» для Ленинградской области, а также снизить экологическую нагрузку на окружающую среду и сократить объемы размещения отходов на полигонах — это и есть наша основная цель.

Проектная мощность этого объекта составит 40 тыс. тонн пластика, что сделает завод самым крупным на территории Северо-Западного федерального округа. Как и в случае с экотехнопарком в Кингисеппе, планируем привлечь софинансирование ППК РЭО через «зеленые» облигации. Стоимость проекта пока рассчитывается. Если будет принято решение о покупке готового объекта и его доукомплектования — это позволит существенно выиграть по времени и, возможно, даже сэкономить в деньгах. При реализации проекта «с нуля», с учетом роста стоимости материалов и всего остального, вложений потребуется больше, но и возможности по дальнейшему развитию объекта и наращиванию мощностей будут шире. Поэтому мы рассматриваем оба варианта. Сложность еще заключается в том, что этот объект должен полностью соответствовать экологическим требованиям, особенно в части санитарно-защитной зоны. То есть мы должны учитывать не только конфигурацию самого объекта, его площадь, технические параметры, но и расположение этого объекта относительно соседней застройки, чтобы не было поблизости пищевых производств, жилых домов и так далее. Подходящих вариантов не так много.

BG: Как компания пришла к решению начать выпуск готовой продукции из вторсырья, чем оно вызвано?

А. Б.: Мы видим объем отходов, которые мы получаем, и понимаем, что эти отходы сегодня надлежащим образом не могут быть переработаны существующими предприятиями, то есть на рынке существует очевидный дефицит мощностей. Во-вторых, зачем платить кому-то деньги, когда мы сами можем получить исходное сырье, а впоследствии товар, который можно реализовать. Пока мы сосредоточились на пластике, потому что это самый понятный для нас ресурс. Естественно, мы не исключаем, что будем заниматься утилизацией и других видов отходов. Например, мы присматриваемся к стеклу, но считаем, что пока пластик наиболее интересен.

BG: Вы упомянули о дефиците мощностей по переработке ВМР. Как выглядит рынок переработки в регионе?

А. Б.: Когда мы начали реализацию проекта раздельного сбора отходов, то столкнулись с тем, что на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области всего четыре легально работающих предприятия (два по переработке пластика и два по утилизации стекла), которые могут превращать отход в товар. На два региона видим четыре предприятия — это катастрофа.

Купить линию и начать переработку пластика не так сложно, как организовать процесс в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нет предприятий-лицензиатов, в этом вся проблема. Цеха, какое-то оборудование есть, но это все кустарно, а лицензии Росприроднадзора на утилизацию нет. Это провоцирует вопросы о качестве продукции, да и является ли то, что выпускают эти предприятия, продукцией. Руководители таких предприятий считают, что такие лицензии им не нужны, что собранные раздельно отходы уже являются ВМР, а этот ВМР уже является товаром. Это не так. Из отходов нельзя сразу получить товар, это возможно только через определенные технологические процессы, через утилизацию, которая является лицензируемой деятельностью.

Другими словами, стеклянная бутылка из контейнерного бака — это все еще мусор. Чтобы превратить его в товар, нужно совершить действие: досортировать, помыть, сделать стекольную крошку, и только затем можно продавать как товар (сырье) на предприятие для производства стекла. Таковы нормы законодательства. Мы можем говорить о том, что это надо обсуждать, это надо менять, но пока это так. Сегодня, к сожалению, легальных участников рынка с лицензией на утилизацию пластика и стекла практически нет.

BG: В территориальной схеме обращения с отходами Ленинградской области фигурируют и другие проекты по строительству комплексов по переработке отходов. Нет ли в перспективе риска создания дублирующих мощностей?

А. Б.: Строительство всех объектов не только приведет к дублированию мощностей, но и окажет избыточную нагрузку на экологию региона. Мы не видим целесообразности в переводе более 300 га лесного фонда для предполагаемого размещения отходов, которые на момент только проектирования объектов будут перерабатываться на наших мощностях.

Санкт-Петербург сейчас имеет соглашение на размещение и обработку отходов на территории Ленинградской области, мы выполняем свои обязательства в полном объеме и в дальнейшем продолжим их выполнять. Мощности объектов позволят переработать, в том числе и отходы города, а высокая степень готовности — модернизировать отрасль в сроки, обозначенные нацпроектами.

Все публикации в СМИ