Мусорная реформа: регоператор ответил на вопросы экоактивистов
25.01.2022 Время на прочтение 8 мин.
Источник: Сетевое издание «МК в Ленинградской области» mk-lenobl.ru
С начала реализации в Ленобласти мусорной реформы у активных жителей региона копились вопросы к региональному оператору по обращению с отходами – УК ООЛО. «МК в Ленобласти» выступил диалоговой площадкой, попросив управляющую компанию ответить на основные из них.
С 1 января 2019 года в России вступила в силу мусорная реформа, в соответствии с которой к 2030 года страна поэтапно должна прийти к раздельному сбору отходов и исключению захоронения того, что подходит для вторичного использования, с введением строгих санкций за ненадлежащую утилизацию. Главная цель этих мероприятий – снижение нагрузки на экологию.
В Ленобласти вхождению в мусорную реформу предшествовало заключение 1 июля 2017 года соглашения с Санкт-Петербургом о взаимодействии по вопросу обращения с отходами производства и потребления. В его рамках решено построить в регионе ряд «комплексов по обработке (сортировке), обезвреживанию и размещению отходов».
17 декабря 2021 года утверждена последняя редакция территориальной схемы обращения с отходами Ленобласти. В соответствии с документом, в регионе построят пять таких объектов: в Кингисеппском (промзона «Фосфорит»), Всеволожском (Чернореченское участковое лесничество и Рахьинское городское поселение), Выборгском (Пионерское участковое лесничество) и Ломоносовском районах (Гостилицкое участковое лесничество).
Из всех этих перспективных объектов пилотным стал тот, что в Кингисеппском районе. Но начали там не с проекта строительства, а со связанного с ним проекта реконструкции существующего объекта «Полигон ТБО г. Ивангород».
За этапами реализации проектов реконструкции существующего объекта «Полигон ТБО г. Ивангород» и строительства (ссылка на проект строительства) первого комплекса переработки отходов в Ленинградской области в промзоне «Фосфорит» в Кингисеппском районе внимательно следили общественники. На сегодня их отношение к строительству мусорных объектов резко отрицательное. О причинах «МК в Ленобласти» рассказал инициатор межрегионального общественного движения ЭОЛО, экоактивист Максим Дронов.
Мы тезисно приводим высказанные спикером опасения относительно реализации мусорной реформы в Ленобласти, которые на сегодня остаются без ответов, тем самым порождая недоверие населения. Посчитав, что наличие ответов на эти вопросы могло бы снизить градус напряженности в народе, «МК в Ленинградской области» обратился к исполнителю и инвестору проекта «первого в Ленинградкой области мусороперерабатывающего комплекса», региональному оператору – АО «УК по обращению с отходами Ленобласти» с просьбой ответить на вопросы экоактивиста. Ответы мы получили от экс-руководителя УК ООЛО, теперь отвечающего на предприятии за хозяйственную часть, Николая Хасиева. Результат организованного журналистами «диалога» представляем на суд читателей:
— В рамках соглашения между городом и областью было принято решение о транспортировании мусора Санкт-Петербурга в Ленинградскую область, тогда как известно, что в регионе нет необходимой инфраструктуры для переработки отходов. Если у регоператора есть иная информация, предоставьте ее, пожалуйста: назовите имеющиеся в регионе объекты переработки и сортировки отходов. Какие из них были построены с даты подписания соглашения правительства Ленинградской области и УКООЛО 24 апреля 2018 года, когда последнее получило статус регоператора?
— Утверждение о том, что переработки в регионе нет – неверное. Уже сейчас в Ленинградской области переработка отходов не пустой звук. Мусор, собранный с контейнерных площадок жителей, проходит через обработку (сортировку) на собственных объектах УК, за исключением полигона в Лепсари, который уже готовится к закрытию. Обработка твердых коммунальных отходов предусмотрена не на всех объектах захоронения в регионе, именно поэтому руководитель региона Александр Юрьевич Дрозденко говорит о необходимости обновления, модернизации системы обращения с отходами, а также непосредственно о закрытии полигонов не соответствующим современным требованиям экологической политики. Несмотря на это, за 2020 год из 717 тысяч тонн отходов, образованных на территории Ленинградской области, на обработку (сортировку) было направлено 440 902 тонны, из них на переработку, то есть фактически вовлечено во вторичный производственный цикл – 148 тысяч тонн. Данные за 2021 год мы сейчас готовим, они будут опубликованы в ближайшее время. Кроме того, нельзя забывать про 400 тонн стекла и почти 100 тонн пластика, которые также были направлены переработчикам и собранные жителями в рамках регионального проекта раздельного сбора отходов. Еще один значимый пункт, затронутый экоактивистом – соглашение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Оно не имеет отношения к нашей деятельности, как инвестора экотехнопарка. Первый в Ленинградской области мусороперерабатывающий комплекс, в промзоне «Фосфорит» необходим для бесперебойной работы системы обращения с отходами 47-го региона после закрытия двух полигонов – Лепсари и Новый свет. Его ввод в эксплуатацию в 2023 году позволит бесперебойно оказывать услугу вывоза мусора, не повторяя нынешний опыт Петербурга, при этом значительно увеличить процент переработки отходов.
— При реализации проекта реконструкции объекта «Полигон ТБО г. Ивангород» для этих целей было выделено два участка площадью 25 гектаров и 31 гектар. Зачем нужны были такие площади? Пруд-накопитель, подлежащий переносу в рамках проекта, занимает всего 6 гектаров. Как будет использоваться остальная площадь? Ответа на этот вопрос нет в проекте реконструкции.
— Есть два проекта: один реконструкции, другой – строительства Экотехнопарка. Да, они связаны между собой, поскольку Экотехнопарк будет располагаться в том числе на территории бывшего полигона. Оба проекта прошли общественные слушания и другие необходимые экспертизы для их реализации. Наглядный проект, представляющий территорию Экотехнопарка, мы готовы продублировать в адрес заявителя при запросе, но все эти документы легко найти в открытом доступе, в сети Интернет. Другой вопрос, что значит «такие площади»? Такие, это какие? Комплекс переработки отходов расположится в промышленной зоне, это современное полноценное предприятие, с созданием более чем 200 новых рабочих мест, среди местных жителей, с оплатой налогов в местный бюджет. Для сравнения, запланированные объекты Петербурга, планируется разместить на 120 гектарах. В случае с нашим регионом, вместо двух полигонов площадью около 100 гектаров, появится один мусороперерабатывающий комплекс площадью 54 гектаров. Что в этом плохого? Или кто-то планирует после 2023 года мусор хранить дома?
— Какая была необходимость проводить общественные обсуждения 13 мая 2020 года, в период пандемии, когда в стране была объявлена строгая самоизоляция с запретом проведения массовых мероприятий? Слушания проходили в оффлайн-формате.
— Проведение общественных слушаний – это один из этапов процесса согласования проекта. Время проведения этого этапа было обусловлено не необходимостью, а календарным планом, которого необходимо придерживаться в случае, если речь идет о масштабных проектах. Можно отложить поход в булочную, а сроки сложного многоэтапного процесса нужно соблюдать.
— Полигон ТБО г. Ивангород был закрыт Росприроднадзором летом 2018 года. Его реконструкция юридически завершилась летом 2020 года, когда проект со второй попытки получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Почему он до сих пор не начал принимать отходы? Нам известно о существовании иска в суд от природоохранной прокуратуры Ленобласти с требованием запустить в работу реконструированный полигон.
— Потому что нет задачи реконструировать и запустить в эксплуатацию полигон. Частично на площадях бывшего полигона будет расположен современный экотехнопарк. Но для этого необходимо соблюсти юридические процедуры относительно статуса земельного участка и непосредственно объекта.
— Какие объемы отходов будут размещать и перерабатывать на территории Кингисеппского района? Сведения в территориальной схеме, проекте строительства мусорного объекта и ОВОС разнятся. В старой редакции схемы указаны 400 тысяч тонн в год, а в соответствии с техническим заданием по проекту годовой объем приема отходов составляет уже 800 тысяч (200 тысяч тонн – несортированные ТКО, 500 тысяч – «хвосты», до 100 тысяч – промышленные и строительные отходы 3-5 классов опасности). Санкт-Петербург за год в среднем производит 2,3 миллиона тонн отходов. Половину из них планируется везти в Кингисеппский район? Эта цифра противоречит изначально заявленной мощности входного потока.
— Санкт-Петербург и его отходы не имеют отношения к этому объекту. Экотехнопарк в промзоне «Фосфорит» необходим для обеспечения бесперебойной работы системы обращения с отходами после закрытия двух полигонов в южной части региона. Мощности входящего потока действительно увеличены, это обусловлено требованием Российского экологического оператора о вводе в эксплуатацию всего объекта одномоментно, а не поэтапно, как это планировалось ранее. То есть изначально мы анонсировали ввод в эксплуатацию первой очереди Экотехнопарка мощностью 300 тысячах тонн в год, сейчас это 800. Наши федеральные кураторы обозначили недостаток и отставание при модернизации системы обращения с ТКО, в случае, если мы будем работать менее расторопно.
— Будет ли на предприятиях, первое из которых в рамках мусорной реформы должно появиться в Кингисеппском районе, функционировать система учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов; пылегазоулавливающее оборудование на источниках выбросов загрязняющих веществ; автоматицированные системы обнаружения пожаров (оповещения, газоанализа, пожаротушения и т.д.) в зонах складирования (захоронения) отходов?
— Первый мусороперерабатывающий комплекс будет отвечать всем современным требованиям экологической политики и контроля, учета обращения твердых коммунальных отходов. Помимо обозначенных в вопросе систем, проектом предусмотрено значительное число различных профильных модификаций оборудования.
— 11 июня 2021 года проект строительства «комплекса» в Кингисеппском районе и ОВОС не прошли государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение было получено лишь 26 ноября 2021 года. В этой связи нас очень интересует три вопроса: Во-первых, менялось ли что-то в проекте после того, как он не прошел государственную экологическую экспертизу? Во-вторых, если изменения вносили, то какие? В-третьих, почему не были в установленном порядке проведены повторные общественные обсуждения после внесения изменений в данную документацию?
— Проект не был изменен и поэтому слушания повторно не проводились. Первично экспертиза не была пройдена по причине неправильной комплектности документов, а не по причине их содержания. Проще говоря, была нарушена нумерация страниц томов, в связи с чем процесс необходимо было запускать заново.