Кто должен отвечать за вывоз строительного мусора
14.07.2021 Время на прочтение 3 мин.
Источник: Российская Газета (rg.ru)
Целый разобранный дом выбросили на площадку для сбора мусора в Ленинградской области. Отбитая штукатурка, куски бетона, старая кафельная плитка в контейнерах стали уже привычным делом. Вывоз такого строительного мусора в тариф для населения не включен. И за его утилизацию часто приходится платить самим муниципалитетам.
Региональные операторы тоже несут убытки. Однако законодательство полагается лишь на честность жильцов: за утилизацию строительного мусора отвечает «отходообразователь». То есть сознательные люди, делая ремонт в квартире или ломая сарайчик, должны заказать отдельный контейнер и оплатить его. Но несознательных пока больше…
В тариф на вывоз мусора для населения сегодня включаются твердые коммунальные отходы (ТКО) и крупногабаритный бытовой мусор. Например, старая мебель или двери, газовая плита или унитаз. Как пояснил «РГ» гендиректор Управляющей компании (УК) по обращению с отходами в Ленобласти Антон Бучнев, за транспортировку и размещение кубометра такого мусора его компания получает 793,63 рубля, из которых треть отдает мусорному полигону. Однако вес одного кубометра ТКО составляет в разных регионах от 130 до 200 килограммов, в то время как строительные отходы в пять-восемь раз тяжелее и дороже. Результат — выпадающие доходы.
— Во всем мире существуют жесткие правила. В Европе за «неправильно» выброшенный мусор можно получить сумасшедший штраф, — поясняет Бучнев. — А у нас — только статья 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Она позволяет наказывать нарушителей, но нужно, чтобы составлением административных протоколов кто-то занимался. У полиции на это нет сил, а муниципалы не хотят искать нарушителей и платить за дополнительный объем.
Для Ленобласти проблема строительного мусора особенно характерна в районах на границе с Санкт-Петербургом, где строится новое жилье, а покупатели делают ремонт под ключ. Дачники тоже доставляют хлопот — оставляют спиленные деревья и непригодные стройматериалы. Где-то председатели СНТ пристально следят за соблюдением правил, поэтому садоводы частенько вывозят «неправильный» мусор на общедоступные площадки.
Как считает член Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Татьяна Шуклина, УК должны информировать жителей о порядке и месте складирования ТКО, крупногабаритного мусора, графике его вывоза, а также о том, в каком порядке можно избавляться от строительных отходов. Но одним убеждением делу не поможешь, нужен еще и контроль. В том числе с помощью видеокамер, которые помогут наказать нарушителей. В новых жилых массивах разместить «око» рядом с помойкой еще под силу, а как быть в деревнях? К тому же статья 8.2 КоАП предусматривает для граждан небольшой штраф, в то время как вывоз мусора в той же Ленобласти обходится дороже. А гарантии, что вывезенное попадет на лицензированный полигон, иногда призрачные.
Директор МКУ «Управление зданиями, сооружениями и объектами внешнего благоустройства Тосненского ГП Тосненского муниципального района» Максим Барыгин считает, что отвечать за вывоз мусора всех категорий должен кто-то один, кто собирает деньги с населения. Однако может возникнуть вопрос о социальной справедливости — насколько правильно закладывать в тариф для всех жильцов расходы на вывоз строительных отходов.
Михаил Захаров, директор компании «ЭкоСтройРесурс», регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Самарской области:
— Строительные отходы — бич больших городов. Их вывозит неизвестно кто и неизвестно куда. Никто не контролирует, куда они направляются. Поэтому мы очень ждем изменений в федеральном законодательстве, которые ввели бы регулирование сферы промышленных и строительных отходов. Можно сказать, что они оказались между небом и землей. Твердые коммунальные отходы — отрасль полностью отрегулирована, тарифицирована и оцифрована. Мы точно знаем, сколько на полигоны приезжает машин с отходами. А в отношении производителей строительных и промышленных отходов таких регулятивных функций практически нет. Полигоны имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на прием строительных отходов. Вся эта ситуация приводит к тому, что мусор иногда не доезжает до полигона, а захоранивается в лесах и оврагах.