История советских мусоровозов
23.12.2019 Время на прочтение 7 мин.
Портал www.kolesa.ru, поделился историей ленинградских и московских мусоровозов.
Не так и давно в Москве и Ленинграде мусор из дворов вывозили обычные грузовики, а грузили его туда лопатами. Представив себе этот процесс, многие, может быть, добрым словом помянут нынешние герметичные чистые и почти бесшумные машины, но их предшественникам суждена доля «белых пятен». Попробуем рассказать о некоторых из них.
Один из самых известных советских мусоровозов 53М на шасси ГАЗ-53А
В Советском Союзе специальные машины для сбора и перевозки городских нечистот появились лишь после Великой Отечественной войны. Все они базировались на обычных грузовиках и поначалу откровенно копировали иностранные конструкции. В долгом процессе наверстывания работ по мусоровозам на десятках многопрофильных предприятий было построено множество моделей и введена их классификация: контейнерные, перевозившие мусор в сменных контейнерах, баках или бачках, и кузовные (бункерные) с саморазгружающимися кузовами.
Первые советские мусоровозы
Первый отечественный мусоровоз МС-1 на шасси ЗИС-5 был разработан в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) и собран на авторемонтном заводе «Аремз». Его первоосновой считаются американский вариант на грузовике Ford AA 1932 года и собранный в 1947-м коммунальный самосвал СМ-1 с гидроподъёмником.
«Сердцем» мусоровоза являлся 300-литровый ковш для сбора мусора и различных отходов, подвешенный на продольных рычагах в задней части машины. При помощи самосвального гидропривода он поднимался на уровень крыши и высыпал содержимое через верхнюю крышку 6,5-кубового кузова. При разгрузке кузов опрокидывался назад, высыпая накопленные нечистоты через заднюю крышку.
Одним из первых мусоровозов в СССР была довольно сложная машина МС-2 на шасси ЗИС-150, идею которой впервые в 1926 году реализовала немецкая фирма Mellmer und Schmidt. С 1950-го советский вариант выпускал Экспериментально-механический завод УБМ.
В задней части мусоровоза помещался загрузочный бункер с крышкой, за которым находился наклонный скребковый транспортер с 15 стальными лопатками, перемещавший мусор по жёлобу к верхней части передней стенки 10-кубового кузова. К концу пути перемешанные и уплотнённые отходы ссыпались в грузовой отсек. Для разгрузки задняя стенка поднималась вверх, и кузов опрокидывался назад. Основные агрегаты снабжались приводами от гидромотора производительностью 260 литров в минуту. Машина была признана слишком сложной, тяжелой и дорогой.
Схема мусоровоза МС-2. Основные агрегаты: 1 – коробка передач, 6 – гидронасос, 9 – транспортёр, 10 – приёмный бункер, 15 – гидроцилиндр подъёма задней стенки, 17 – гидроцилиндр подъёма кузова, 18 – боковая дверь
В 1949 году на ленинградском Механическом заводе Городского треста очистки начался выпуск самых необычных советских мусоровозов МВ-10 на шасси ЗИС-5, выполненных по патенту немецкой фирмы Keller und Knappisch (сокращенно KuKa).
Редчайший ленинградский мусоровоз МВ-10 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1949 год. Историческая мусоровозная машина МВ-10 с компактными бачками и шнековым рабочим механизмом
В последующие годы модель МВ-10 сменили более мощные машины МВ-20 и МВ-30 на грузовиках ЗИС-150. Их главной особенностью был расположенный внутри цельнометаллического кузова огромный медленно вращавшийся горизонтальный спиральный винт (шнек) с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.
Для работы с такими машинами буквально в каждом дворе Ленинграда имелось несколько конических бачков, которые два человека опрокидывали в заднее приемное устройство, а могучий шнек перемещал отходы к передней стенке кузова, по пути уплотняя их. Для разгрузки винт переключался на обратный ход, выталкивая содержимое через заднюю крышку кузова.
Контейнерные мусоровозы
В 1950 году в ленинградском отделении Академии коммунального хозяйства началась разработка цилиндрических мусорных баков, которые можно было устанавливать на автомобили в горизонтальном положении, перекатывать вручную по земле и возвращать пустой контейнер для дальнейшего пользования. Для оценки этой идеи в 1952-м построили опытную машину МКМ-51 на шасси ГАЗ-51 с девятью баками ёмкостью по 500 литров, установленными продольно в три ряда по три контейнера в каждом.
Такой мусоровоз не оправдал себя, и в последующие годы были созданы опытные машины МКМ-2 для поперечного двухрядного размещения восьми 600-литровых контейнеров. Первый вариант с боковой разгрузкой снабжался двумя перекрёстными гидроподъёмниками, обеспечивавшими одновременное или раздельное опускание и подъём четырех баков каждого ряда. Второй облегчённый вариант с задней разгрузкой оказался наиболее приемлемым и послужил основой новой простой и практичной машины.
Схема опытного мусоровоза МКМ-2: 1 – поперечный контейнер, 2 – гидроцилиндр подъёма и опускания баков правой стороны машины, a,b,c – последовательные положения захвата при подъёме контейнера
Так появился наиболее известный «чисто ленинградский мусоровоз» МКМ-4 с задней разгрузкой шести контейнеров ёмкостью по 500 литров, размещенных на двух продольных подрамниках в два ряда по три бачка в каждом. Процессы разгрузки и погрузки производились при помощи двух задних гидроподъёмников с полукруглыми захватами для опускания отдельных контейнеров на землю или поднимания пустых баков на автомобиль.
В конце 50-х этот мусоровоз поступил в серийное производство, которое осуществлял автопарк № 1 управления «Спецтранс». К закату 70-х в нём уже насчитывалось 750 мусоровозов, обслуживавших ленинградцев вплоть до 90-х годов.
Контейнерные мусоровозы МКМ-4 в главном ленинградском автопарке спецтехники № 1. 1963 годОбслуживание и ремонт лёгких мусоровозов МКМ-4 в первом автопарке города Ленинграда. 1974 год
В то же время в Москве применялась система с шестью прямоугольными (кубическими) 600-литровыми контейнерами, размещенными на боковых шарнирных блоках на платформе мусоровоза КММ-2М. Их разгрузка и погрузка осуществлялись с помощью компактной кран-балки грузоподъемностью 500 килограммов с тросовым гидроприводом. Выпуском этих машин занимался Орловский завод погрузчиков.
В середине 50-х для городского хозяйства Москвы завод «Мосдормаш» собрал партию из 25 мусоровозов М-8 собственной конструкции на шасси ГАЗ-51А.
На них в два ряда помещались шесть накопительных прямоугольных контейнеров вместимостью до 750 литров и центральная кран-балка, применявшаяся для разгрузки и погрузки как отдельных баков, так и одновременного наклона и опрокидывания трех контейнеров каждой стороны для высыпания мусора. Для этих машин впервые применялось дистанционное электропроводное управление на расстоянии до 15 метров.
В 1966 году Орловский завод погрузчиков приступил к выпуску наиболее практичного контейнерного мусоровоза М-30 на грузовике ГАЗ-53. Модернизированный вариант М-30А с новым оснащением и тремя постами управления базировался на шасси ГАЗ-53А, развивавшим скорость 85 км/ч.
Мусоровозы снабжались двумя продольными опрокидывавшимися трубчатыми платформами для обработки восьми прямоугольных 750-литровых контейнеров, объединенных в два продольных ряда по четыре бачка. Между ними на раме базовой машины смонтировали трехсекционный гидрокран с полезной нагрузкой 700 килограммов, служивший для погрузки и выгрузки одного контейнера или опрокидывания одного или обоих боковых блоков. Стрела с максимальным вылетом 2,7 метра снабжалась клещевым захватом, обеспечившим точную укладку каждого из контейнеров. Выпуском этих машин занимались ещё три предприятия.
Кузовные мусоровозы
В середине 50-х появилась упрощенная машина МС-4 на шасси ГАЗ-51А, похожая на обычный фургон и ставшая во главе перспективного поколения кузовных (бункерных) мусоровозов. В кооперации с заводом «Мосдормаш» ее разработало КБ УБМ, а сборкой занимался московский Авторемонтный завод № 6. Как и на машине МС-2, на ней установили приёмный бункер и наклонный подающий транспортёр с цепным приводом, проталкивавший мусор к передней стенке опрокидывавшегося назад кузова.
Прототип кузовного мусоровоза ОМ-1 с задней подъёмной стенкой и опрокидывавшимся кузовомСерийный кузовной или бункерный мусоровоз МС-4 с модернизированным транспортёром на шасси ГАЗ-51А. 1956 год
В конце 1956 года развитием идей, заложенных в машинах МС-2 и МС-4, стал один из самых простых и распространенных двухтонных мусоровозов 93М с закрытым цельнометаллическим кузовом фургонного типа объёмом 4,4 кубометра. Он служил для забора нечистот из уличных мусоросборников и базировался на шасси ГАЗ-51Д для самосвалов ГАЗ-93А. Его разработкой и изготовлением занимался опытный цех Московского экспериментального завода погрузочных машин, присвоивший машине марку М-93, то есть «мусоровоз». Затем до начала семидесятых его собирал Орловский завод погрузчиков.
Главной новинкой, обеспечившей мусоровозу большой успех, стала система прессования мусора на выходе из приёмного бункера, позволившая существенно увеличить производительность. Место прежнего транспортёра заняла мощная толкающая плита с гидроприводом, почти вдвое уплотнявшая содержимое кузова и проталкивавшая его в грузовой отсек. Процесс разгрузки остался без изменений: кузов опрокидывался назад, а бункер поднимался вверх.
В 1965 году КБ Московского завода специальных автомобилей (МЗСА) в содружестве с отделением механизации Академии коммунального хозяйства создали новый простой компактный и быстроходный мусоровоз 53М на шасси грузовиков серии ГАЗ-53/53А.
По общей конструкции и назначению он не отличался от машины 93М и также снабжался толкающей плитой и такой же системой разгрузки кузова. Новинками являлись автоматизированные механизмы отсекания мусора, открывания задней крышки и опрокидывания кузова.
Серийный выпуск машины 53М был развёрнут на трёх предприятиях: Мценском заводе коммунального машиностроения, Киевском экспериментальном заводе «Дормаш» и Змиевском машзаводе Харьковской области.
Коммунальные мусоровозы недалекого прошлого
Изо всех описанных выше мусоровозов советского периода долгая жизнь была обеспечена самым прогрессивным бункерным машинам с закрытыми кузовами и толкающей плитой. Краткая информация о них приведена ниже.
Кузовной мусоровоз КО-413 на шасси ГАЗ-53-14 с боковым манипулятором, опрокидывающим механизмом и уплотнителем для погрузки твердых бытовых отходов из стандартных контейнеров. 1987 год. Белорусский 180-сильный мусоровоз МАЗ-5809 для сбора и транспортировки промышленных отходов с 10-кубовым кузовом и толкающей плитой с троекратным уплотнением. 1989 годТяжелый мусоровоз КО-415А на шасси КамАЗ-53213 с 23-кубовым кузовом, толкающей плитой и бортовым манипулятором для перегрузки отходов из стандартных контейнеров и их утилизации. 1985 год
Полная версия статьи по ссылке: https://www.kolesa.ru/article/te-chto-grokhochut-po-utram-istoriya-sovetskikh-musorovozov