Для СМИ

Мусорная реформа: начало положено

24-01-2019

Источник: Коммерсантъ

С января 2019 года во многих регионах страны стартовала «мусорная реформа».

Хотя реализация перехода на новые правила обращения с отходами отложена как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области, реформа продолжается. В статусе регионального оператора по обращению с отходами «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» (УКООЛО) будет отвечать за весь «жизненный цикл» мусора в 47-м регионе, начиная со сбора и заканчивая его экологически безопасным размещением.

Генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев рассказал о теневой стороне бизнеса, раздельном сборе отходов, сигнальном методе и идеальном сценарии мусорной реформы для региона.

Мусорная реформа: начало положено
Генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев

– Какие значимые события вы бы выделили в деятельности компании в 2018 году?

– Компания проделала значительную работу для перехода на новые принципы обращения с отходами.

В 2018 году мы уже начали инвестировать средства в модернизацию полигонов: в ноябре мы ввели в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс в Приозерском районе, мощностью 100 тыс. тонн в год. В настоящее время на полигоне обрабатывается до 90% отходов, около 40% сырья в дальнейшем будет использовано повторно. В его реконструкцию мы вложили около 100 млн рублей. Также мы планируем инвестировать средства в подобные сортировочные комплексы на других наших полигонах в 2019 году.

Считаю, что к концу 2018 года мы были готовы к вступлению в статус регионального оператора Ленобласти: мы заключили договоры с более чем 67% юридических лиц. Что касается физических лиц – разместили на сайте публичную оферту, являющуюся одним из способов заключения договора с региональным оператором.

Также мы запустили «горячую линию» по вопросам перехода на новую систему обращения с отходами: в среднем мы обрабатывали до 490 звонков в день, начиная с 10.09.2018, ответили на 1825 письменных запросов.

Кроме того, мы проанализировали рынок транспортных компаний во всех 18 районах Ленобласти. Отдельно отмечу, что мы заинтересованы в сохранении и поддержке ключевых «транспортников» во всех районах – это основа благополучного перехода на новую систему обращения с отходами. И в настоящее время наша позиция следующая: мы сохраним все зарекомендовавшие себя транспортные компании, в том числе 28 МУПов, задействованных на территории Ленобласти.

– В конце 2018 года правительством Ленобласти было принято решение о переносе сроков начала мусорной реформы в регионе, которая была запланирована на 1 января 2019 года. Что для вас значит это решение?

– Для меня откладывание реформы – возможность реализовать более качественную подготовку к плавному переходу на новую систему обращения с отходами.

Напомню, что в декабре 2018 года было принято решение о переносе сроков реформы для городов федерального значения. Реализацию реформы в Санкт-Петербурге отложили. Это не могло не сказаться на нас, ведь система обращения с отходами города и области связана – почти весь объем Петербурга вывозится на территорию Ленобласти. А значит, успешный переход на новую систему обращения с отходами требует синхронизированных и слаженных изменений в двух субъектах РФ.

Считаю, что перенос сроков для Ленобласти был исключительно верным решением, принятым губернатором Александром Юрьевичем Дрозденко. Поэтому я благодарен Правительству Ленобласти за объективную оценку ситуации и мудрое решение.

Уверен, мы избежим трудностей и ошибок, с которыми успели столкнуться другие региональные операторы в субъектах РФ, где реформа уже стартовала.

– Какие основные задачи вы ставите перед собой на ближайший год?

– Один из наиболее приоритетных вопросов – наличие необходимого количества мест накопления твердых коммунальных отходов в Ленобласти. Эту работу мы будем проводить совместно с администрациями районов, деревенскими старостами, председателями садоводств.

На карте Ленобласти есть так называемые «белые пятна», где находятся небольшие деревни или поселения, в которых по ряду причин не налажен вывоз мусора. Население испытывает трудности с организацией вывоза мусора: график вывоза хаотичен, контейнерных площадок нет из-за норм СанПиНа. Чтобы решить эти проблемы, мы будем прорабатывать сигнальный метод сбора мусора в частном секторе районов Ленобласти.

Огромная задача – взаимодействие с полигонами ТБО Ленинградской области, которые не принадлежат нам. Здесь нам нужно наладить работу, синхронизировать базы данных. К сожалению, 2018 год показал, что не все полигоны понимают необходимость слаженной с региональным оператором работы.

– Выделите основные проблемы отрасли на данный момент. Как планируете их решать?

– Проблем в сфере обращения с отходами достаточно: с одной стороны, необходимы контроль и прозрачность деятельности на всех ее этапах. Это касается всех участников сферы обращения с отходами. С другой стороны, обработка и максимально возможная переработка отходов должны стать безусловным приоритетом. Необходимо переходить от захоронения отходов к их переработке. Разве у нас в стране есть система? Будем выстраивать ее, по сути, с нуля.

Мы продолжим модернизацию полигонов. Уже начали проектирование мусороперерабатывающего завода в Гатчинском районе, он позволит направлять значительно меньшее количество отходов на захоронение.

Очевидно, что максимально возможная переработка отходов требует внедрения раздельного сбора мусора, поэтому мы продолжим работу с экологическими волонтерскими и некоммерческими организациями.

– Как строятся ваши отношения с региональным оператором, который был выбран в Санкт-Петербурге? Как вы считаете, кто должен наладить диалог?

– Регионы продолжают вести диалог. Еще 1 июня 2017 года было подписано Соглашение о по вопросу обращения с отходами производства и потребления между городом и областью. Позднее, в ноябре 2018 года было подписано Соглашение городского и областного операторов по обращению с отходами. Я знаю, что Ленобласть выступила с инициативой о создании Рабочей группы города и области, совместными усилиями будет сформирована «дорожная карта» на 2019 год.

– Считается, что мусорный бизнес – очень прибыльный, но по большей части теневой сектор экономики. Согласны ли вы с этим?

– Нет, не согласен. Да, мусорный бизнес в нашей стране был таковым ранее, но неправильно продолжать оценивать новую систему в аналогичном ключе. Мы сейчас не говорим о «быстрых результатах», речь идет о поэтапных изменениях. Как раз региональные операторы и должны кардинально изменить ситуацию – сделать сферу обращения с отходами прозрачной, эффективной и ориентированной на население.

– Опишите ваш идеальный сценарий развития ситуации с наступлением мусорной реформы в области. Как это должно быть? И что мешает?

– Идеальный сценарий перехода на новые принципы обращения с отходами предполагает наличие необходимой инфраструктуры (к примеру, контейнерные площадки) и качественное выполнение своих обязательств каждым участником сферы обращения с отходами.

И, конечно, региону требуется синхронный переход на новые правила обращения с городом.

– Региональный оператор выступает единым центром, который должен найти общий язык со всеми сторонами процесса. Кто сейчас наиболее открыт к общению и понимает конечную цель реформы? Кстати, какая она, эта цель?

– Глобальная цель реформы – сохранение ресурсов и обеспечение экологической безопасности путем контроля транспортных потоков отходов. Нужно понимать, что отходы не исчезнут просто так. И продолжать просто захоранивать их на полигонах – крайне безответственно. Не говоря уже о незаконных свалках. Изменения назрели: сфере обращения с отходами нужны прозрачность, контроль, современная инфраструктура. Необходимо не просто контролировать участников рынка, но и создавать необходимые условия для формирования экологической ответственности у каждого участника. Здесь речь об активной позиции каждого – начиная с культуры потребления и заканчивая раздельным сбором мусора.

Уверен, что ключевую цель и необходимость реформы понимают все участники сферы обращения с отходами. Вопрос в том, что не все из них заинтересованы в реализации изменений и переходе на новые правила обращения с отходами. Взять, например, транспортные компании: до реализации реформы они могли установить произвольную и зачастую высокую стоимость за вывоз отходов. И при этом, замечу, не всегда речь шла об оказании качественной услуги, то есть не всегда отходы довозили до полигона. Результат – несанкционированные свалки на территории Ленинградской области.

Подводя итоги 2018 года, могу сказать, что мы уже сделали шаги в нужном направлении и заложили необходимую для реализации реформы базу. Есть все основания полагать, что компания вступит в статус регионального оператора без потрясений и справится с поставленными задачами.